Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

 

21.09.2020 

       В рамках реализации инновационного социального проекта по альтернативной и дополнительной коммуникации  для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «ВЕРА-Всегда Есть Речевая Альтернатива»,  при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» 21 сентября состоялся итоговый семинар для педагогов общеобразовательных учреждений, по теме «Подведение итогов работы  по инновационному социальному проекту ВЕРА- Всегда Есть Речевая Альтернатива». Так же в семинаре приняли участие специалисты отдела опеки и попечительства Вяземского района.

        Семинар начался с посещения выставки, на которой были представлены методические разработки педагогов учреждения по альтернативной дополнительной коммуникации.

         С приветственным словом к участникам семинара обратилась директор СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» М.А. Двораковская. Кратко рассказав об итогах работы учреждения, Марина Александровна пожелала  участникам успехов и плодотворной работы. В ходе семинара заместитель директора по общим вопросам С.В. Дмитриева еще раз познакомила присутствующих с реализацией проекта «ВЕРА». В основной части участники семинара имели возможность представить свой опыт проектной, организационно-содержательной, исследовательской работы по созданию условий для максимально эффективного общения с ребенком при помощи альтернативной и дополнительной коммуникации, с учетом его нарушений. Были представлены количественные и качественные результаты деятельности учреждения по вопросам развития коммуникативных навыков у детей с ТМНР с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации, говорилось о дальнейших перспективах развития деятельности учреждения в данном направлении. Специалисты учреждения рассказали об анализе достижений и трудностей реализации проекта, подготовили и показали презентацию инструктивно-методических материалов для специалистов по вопросам применения средств альтернативной и дополнительной коммуникации в работе с детьми с ТМНР. На протяжении всего семинара проходило ознакомление с различными подходами и методами работы с детьми, имеющими коммуникативные нарушения.  

       Данный семинар - это возможность для обмена информацией и лучшими результатами практической работы между специалистами занимающимися проблемой альтернативной и дополнительной коммуникации.  

        По результатам отзывов, с целью получения обратной связи, участниками семинара была отмечена актуальность, полезность и новизна полученной информации. Также была отмечена высокая степень удовлетворенности от данного семинара. Итоговый семинар продемонстрировал высокий уровень методической активности специалистов, способствовал развитию профессионализма, возможности продемонстрировать опыт работы учреждения. По завершению семинара гости выразили благодарность организаторам семинара, специалистам учреждения, выразили мнение, что актуальность обсуждаемых проблем очевидна. Учитывая накопленный опыт, заслушав и обсудив представленные сообщения, участники семинара, пришли к единому мнению о том, что необходимо: продолжить сотрудничество в сфере обмена опытом работы по вопросам повышения качества жизни детей с ТМНР средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

Педагог- психолог  Крючкова Н.Н.

 

7.09.2020 

       Больше года в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» продолжается работа по  инновационному социальному проекту по альтернативной и дополнительной коммуникации  для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «ВЕРА-Всегда Есть Речевая Альтернатива», реализуемого  при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

        В рамках проекта 7 сентября в онлайн режиме состоялся обучающий семинар-практикум на тему «Методы альтернативной дополнительной коммуникации в поддержке детей с ТМНР» для сотрудников учреждения и сотрудников социозащитных учреждений.

        Вниманию коллег были представлены разнообразные формы работы, которые эффективно используются в коррекционно-развивающей работе. Специалисты учреждения продемонстрировали коммуникативные вспомогательные устройства, показали коммуникативные альбомы, дидактические пособия изготовленные своими руками по альтернативной и дополнительной коммуникации.

        Заместитель директора по общим вопросам С.В. Дмитриева осветила вопрос о результатах работы по инновационному  социальному проекту «ВЕРА». Заведующая отделением В.В. Злобина показала занятие по альтернативной коммуникации с  применением языковой программы Макатон по «Изучению символа и жеста «хлеб». Учитель-логопед О.Д. Асауленко познакомила педагогов с принципами работы и показала занятие с воспитанниками с использованием технологии «Глобальное чтение» на тему «Что мы едим». Педагог-психолог Н.Н. Крючкова провела тренинг с участниками семинара - «Функциональное использование  программы  Макатон», дала советы по её наиболее эффективному применению. Воспитатель Л.А. Вакалова  поделилась опытом использования игровых упражнений по обучению жестам, подкрепляя свой рассказ практическими упражнениями.

        Много благодарных слов и пожеланий творческих успехов услышали наши педагоги в свой адрес.

          Семинар оказался очень полезен нашим гостям, проявившим большой интерес к практическим наработкам специалистов детского дома. Надеемся, что полученный опыт, наши коллеги будут применять в своей работе по обучению неговорящих детей. 

Педагог-психолог Крючкова Н.Н.

 

17.08.2020 

       Выставка одна из самых интересных коммуникативных средств, стимул для развития творческой деятельности. Показатель успешности, развития творческих способностей. 

        17 августа в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД», была организована и проведена выставка в рамках реализации инновационного социального проекта «ВЕРА» - «Всегда Есть Речевая Альтернатива», при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, смотра на тему «Методическая копилка по развитию коммуникации детей с ТМНР». Воспитателями и специалистами детского дома были разработаны и изготовлены инструктивно- методические и дидактические материалы и пособия по альтернативной и дополнительной коммуникации, которые они представили на выставке: «Стихи в символах», «Карточки по глобальному чтению», «Книга разговоров», «Альбом- путеводитель по г. Вязьма с использованием средств коммуникации», «Букваренок», «Разноцветные дорожки». Каждое пособие сопровождалось пояснительной запиской, в которой объяснялись правила использования, возрастная категория, на которую оно ориентировано, образовательная область, в которой данный материал или пособие может быть использовано.      

          Выставку посетили специалисты органа опеки и попечительства Вяземского района, социозащитных учреждений, родители и другие заинтересованные лица.

 

16.07.2020 

        Альтернативная и дополнительная коммуникация зарекомендовала себя в качестве прекрасного способа помощи детям с ТМНР. Она служит для выстраивания работающей системы коммуникации, для развития навыка самостоятельно доносить до собеседника нужную информацию, для развития умения выражать мысли с помощью символов и жестов.

        В рамках реализации инновационного социального проекта «ВЕРА» - «Всегда Есть Речевая Альтернатива», при финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 16 июля педагогами СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» были изготовлены методические пособия с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации: «Книга разговоров» и «Альбом путеводитель по г. Вязьма с использованием средств коммуникации».

       При изготовлении книги разговоров, использовались наборы карточек PECS, которые подбирались согласно темам программы, имеющим реальное значение в жизни ребенка. Данная книга помогает детям организовать разговор. Она визуально иллюстрируют происходящий обмен репликами и помогает придерживаться общей темы разговора.

        Вязьма-город с интенсивно развивающейся туристической инфраструктурой. Однако для лиц испытывающих трудности коммуникации, это вызывает большие сложности. Данное обстоятельство определило нашу цель: разработать альбом-путеводитель на печатной основе по городу Вязьме с применением средств альтернативной коммуникации.  Благодаря языковой программе «Макатон» мы составили маршрут. В него вошли  20 объектов. На каждой странице имеется фотография объекта, краткая  справка, написанная короткими односложными предложениями (это позволяет легче перевести информацию об объекте на язык альтернативной коммуникации), информация об объекте с символическим изображением (символы, пиктограммы, др.) 

       Надеемся, что Вязьма станет привлекательна и для лиц с ТМНР с трудностями вербальной коммуникации в качестве туристического города.

Педагог-психолог Крючкова Н.Н.

 

 

06.06.2020

       Лето – это время каникул, отдыха, развлечений. Это время, когда дети могут и должны снять все эмоциональное, психологическое напряжение, накопившееся у них за учебный год.

      В летний период  в рамках реализации инновационного проекта «ВЕРА» - «Всегда Есть Речевая Альтернатива», в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» началась работа по программе «Планета лета». Активный летний отдых открывает безграничные возможности для укрепления здоровья детей, развития их интеллектуальных, творческих, коммуникативных, физических способностей, формирования основы продуктивного диалога между детьми и педагогами. Именно необходимость всестороннего развития детей в летней период, обусловила комплексный характер данной программы.

      Программа «Планета лета» предусматривает совместную деятельность воспитанников учреждения с ТМНР и учащихся МБОУ «Шимановская СОШ» Вяземского района Смоленской области, а так же ребят СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ». Занятия были запланированы как на базе учреждения, так и на стадионе и досуговом центре города Вязьмы. К сожалению, в условиях соблюдения мер по профилактике распространения коронавирусной инфекции, не представляется возможным организовать и провести традиционные массовые мероприятия. Но это не повод унывать и скучать!

      Мы подготовили много интересных онлайн мероприятий. Учащиеся МБОУ «Шимановская СОШ» Вяземского района Смоленской области и ребята СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ» виртуально смогли с нами поучаствовать в мероприятии посвященному Дню защиты детей, соревнованиях, конкурсах. Несмотря на то, что мероприятия проходили в новом формате, было очень весело и интересно. Все участники получали массу положительных эмоций. Мы стремимся обеспечить охват организованными формами досуга детей и подростков в летний период. Спасибо всем за активное участие в наших мероприятиях.

Педагог-психолог Крючкова Н.Н.

 

12.05.2020

       Одним из факторов успешной как образовательной, так и социальной инклюзии людей с особенностями психофизического развития является их способность к взаимодействию с другими людьми.

         Поскольку живое речевое общение может быть затруднено, либо совсем   отсутствовать у ребенка с ТМНР, разработаны различные приспособления и средства, которые помогают осуществлять процесс альтернативной коммуникации.

         В СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» в рамках реализации инновационного проекта «ВЕРА» - «Всегда Есть Речевая Альтернатива», ведется работа по программе «Обучение коммуникации с помощью коммуникативных вспомогательных устройств». Нами было закуплено инновационное оборудование (Go Talk 9+ - это легкое, портативное устройство, которое позволяет записать и воспроизвести до 45 сообщений и портативный коммуникатор на запястье).

       В мае был выпущен информационный плакат освещающий работу по данному направлению. Описаны вспомогательные устройства, используемые в реализации проекта, их влияние на формирование коммуникативных навыков детей с ТМНР.

        Плакат будет размещен в учреждении социальной защиты населения в районах Смоленской области для информирования родителей о возможной работе с детьми с ТМНР по формированию коммуникативных навыков.

Педагог-психолог Крючкова Н.Н.

 

30.04.2020 

«Человек должен иметь возможность
сказать, что хочет,
тем способом
и с той скоростью,
с которой может»

     В СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации продолжается работа по направлению «Формирование коммуникативных навыков у детей с ТМНР с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации»

     Начиная работу по обучению ребёнка использованию систем альтернативной (дополнительной) коммуникации, всегда нужно помнить о том, что это долгий процесс, требующий настойчивости и терпения. Чтобы не остановиться на половине пути, стоит подумать о том, как превратить процесс обучения в интересное занятие, доставляющее удовольствие ребёнку. Для того чтобы освоение систем альтернативной (дополнительной) коммуникации шло более эффективно, в повседневную деятельность ребёнка были  включены самые разнообразные занятия и игры, развивающие все стороны личности ребёнка: двигательную активность (навыки крупной и мелкой моторики), внимание, восприятие, мышление, память, умение понимать обращённую речь.

     В процессе реализации данного проекта мы используем следующие развивающие занятия:

     Составление визуального расписания помогает ребёнку понять структуру занятия, организовывает, развивает логическое и абстрактное мышление. В начале занятия на панель прикрепляются карточки с изображением запланированной деятельности. По мере выполнения заданий карточки снимаются и откладываются в сторону, либо в специально приготовленный для этой цели ящичек. Визуальное расписание помогает ребёнку увидеть и оценить объём проделанной и оставшейся работы.

     Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением.?Данный вид деятельности чудесно используется в реализации программы  «Кукольный театр». При появлении сказочных героев ребёнку необходимо вспомнить жест, которым они обозначаются, а так же повторить за героями различные действия («спать», «идти», «плакать», «здороваться», «прощаться»).

     Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.?(Глобальное чтение)

     Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах.

     При введении обучения альтернативной (дополнительной) коммуникации в повседневную деятельность была организована  среда таким образом, чтобы окружающее ребёнка пространство способствовало как можно более разнообразному усвоению различных систем коммуникации. Например, при обучении глобальному чтению на предметы обстановки были прикреплены карточки с напечатанными названиями предметов: «стол», «стул», «шкаф», «зеркало». В умывальных комнатах были прикреплены визуальное расписание с указанием последовательности действий при умывании или посещении туалета.  

     Составление ритмических стихов с жестами. Стихи, жестовые и?пальчиковые игры используются ежедневно не только во время занятий с ребёнком, но и в повседневной жизни.

     Обучение АДК позволяет реализовать их право на выбор средств коммуникации, повысить качество их жизни, уменьшить такие последствия нарушений коммуникации, как агрессивное и нежелательное поведение, тревожность, фрустрация.

Заведующая отделением Злобина В.В.

 

07.04.2020

     В современном мире проблема развития речи у детей стоит очень остро. Всем известно, что речь является одним из главных показателей развития ребенка. 

     В рамках инновационного проекта «ВЕРА» - «Всегда Есть Речевая Альтернатива», реализуемого при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 7 апреля в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» состоялся обучающий семинар для сотрудников учреждения и сотрудников других социозащитных учреждений Смоленской области  на тему «Технологии дополнительной и альтернативной коммуникации в логопедической практике для детей с ТМНР»

     Целью проведения семинара являлось: повысить профессиональную компетенцию педагогов; познакомить педагогов с технологиями социализации детей с ТМНР; внедрение в педагогический процесс технологии альтернативной коммуникации.

     Специалисты учреждения поделились с коллегами своими наработками, продемонстрировали новое оборудование,  показали карточки по АДК. Учитель-логопед О.Д. Асауленко познакомила педагогов с технологиями альтернативной и дополнительной коммуникации в логопедической практике; педагог-психолог Н.Н. Крючкова познакомила с коммуникативными паспортами для детей ТМНР, как средством социализации; учитель-дефектолог В.В.Злобина осветила вопросы глобального чтения, дала советы по наиболее эффективном обучению.

     Обучение прошло живо и плодотворно: материал семинара оказался очень полезен педагогам, проявившим большой интерес к практическим наработкам специалистов детского дома.  

     Участники семинара высказали слова благодарности всем организаторам семинара и выступившим, поделились мнением по теме семинара, наметили пути совершенствования своей работы в данной технологии.

     Хочется надеяться, что знания, полученные педагогами на обучающем семинаре, послужат качественному проведению занятий,  активизации компенсаторных функций, развитию речевой активности и социализации в обществе детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Зав. отделением Злобина В.В.

 

26.03.2020

     В рамках реализации программы «Мы вместе» совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» продолжается работа с родителями детей с ТМНР. Сотрудники учреждения не только учат родителей специальным методам и приемам, но и оказывают необходимую психологическую поддержку. Ведь часто родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком. Родителей познакомили с комплексом игр и упражнений, способствующих развитию эмоциональной сферы ребёнка с нарушением коммуникативных навыков. Много внимания уделяется формированию у родителей активной позиции в воспитании ребенка. Наши специалисты показывают родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются взаимодействовать, создавать эмоциональный и продуктивный контакт со своими детьми.

         Сотрудниками учреждения учитываются такие задачи как: а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей; б) формирование адекватных взаимоотношений в детско-родительской и родительской подсистемах; в) создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении детей; г) оказание помощи родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка; д) оказание помощи в организации разумной деятельности ребенка (творчество, обучение, труд, игра); е) взаимодействие педагогов и родителей в педагогическом процессе. Проводится консультирование родителей по вопросам выбора единых подходов и приемов работы по альтернативной коммуникации.

         Последний этап взаимодействие должен характеризоваться раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению ребенка и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения. Занятия  проводимые совместно с детьми помогают родителям на деле увидеть достижения своего ребенка. В ходе работы к нам  присоединилось еще две семьи.

Заведующая отделением СКП Забродина А.Ю.

 

02.03.2020 

Разработка дидактического пособия «Стихи в символах»

“Картинка — стих, только без слов”.

Гораций

         У детей с тяжелыми и выраженными нарушениями интеллекта  заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно пробудить у детей с такой патологией интерес к занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности – игру.   У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.

         В рамках реализации инновационного проекта «ВЕРА» - «Всегда Есть Речевая Альтернатива», при содействии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при работе по программе «Общаюсь, играя» нами была усовершенствована игровая технология и разработано методическое пособие «Стихи в символах», где мы использовали технологию работы с опорными схемами. В этом методическом пособии представлена эффективная методика запоминания стихов с помощью картинок – подсказок. Используя приёмы мнемотехники в работе с детьми с тяжелыми и выраженными нарушениями интеллекта,  мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но тем самым развиваем и речь, а также основные психические процессы - память, внимание, образное мышление, воображение. Использование опорных схем в настоящее время становится актуальным, так как их можно использовать и для составления описательных рассказов и пересказов, и для изучения лексических тем.

        Новизна применения элементов технологии работы с опорными схемами заключается в том,  что овладение внешними формами замещения и моделирования в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков ведет к способности заучивать стихи  намного легче. Опыт практической работы показывает, что метод мнемотехники при заучивании стихотворений с помощью зрительных опор, помогает ребёнку испытывать чувство радости от процесса обучения, снижается психологическое напряжение, тренируется память, укрепляется вера в свои силы, вселяется уверенность в успех. 

        Такая работа активно развивает понимание текста детьми с интеллектуальными нарушениями, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, повышает эффективность заучивания стихотворений: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания, т.е. качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащается словарный запас. Кроме того, зрительные опоры в виде символов — иллюстраций позволяют сократить энергетические и временные затраты со стороны детей, педагогов и родителей, оказывая им существенную помощь в ходе данной работы.

Педагог-психолог Крючкова Н.Н.

 

10.02.2020

Семинар для социозащитных учреждений

        В СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» 10 февраля прошел очередной практический семинар для сотрудников социозащитных учреждений на тему: «Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации».    Начался семинар традиционно приветствием гостей.  Встреча направлена на знакомство специалистов с возможностями использования системы альтернативной коммуникации (PECS) в общении с детьми, не использующими устную речь.  

       Семинар посетили 10 человек, среди которых нам было приятно видеть и постоянных слушателей и новых участников.

      Мероприятие провели учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели высшей категории.

       В начале мероприятия были рассмотрены теорет?ические основы необходимости развития коммуникации у детей. Ключевая мысль: коммуникация – это не только речь! Даже если у ребёнка по каким-то причинам пока не сформировалась речь, мы можем научить его коммуницировать с другими людьми и выражать свои желания и потребности.

        Наши специалисты рассказывали о АДК, ее целях, вспомогательных средствах, поделились с аудиторией своим опытом использования системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS), символов и системы жестов, а также были перечислены игры и занятия, способствующие развитию навыков, необходимых для освоения системы альтернативной (дополнительной) коммуникации.

       Практическая часть семинара была проведена в интерактивной форме: участники семинара под руководством наших педагогов могли попрактиковаться в использовании системы альтернативной коммуникации (система обмена изображениями) в рамках триады «родитель-ребенок-помощник».   

         При подведении итогов встречи, педагоги высказали слова благодарности хозяевам мероприятия, выступившим, поделились мнением по теме семинара.  Мы надеемся, что материалы, представленные на семинаре, помогут педагогам социозащитных учреждений в работе с детьми, будут способствовать поиску новых идей и подходов в развитии коммуникативных навыков.

        Участники семинара-практикума искренне благодарили организаторов!  С нетерпением ждут следующих семинаров по развитию коммуникации!

Педагог-психолог Крючкова Н.Н.

 

22.01.2020

«В любых делах, при максимуме сложностей,
Подход к проблеме все-таки один:
Желание – это множество возможностей,
А нежелание – множество причин»
Эдуард Асадов

     В декабре 2019 года специалисты РБОО «Центр лечебной педагогики» провели обучающий семинар «Базовый уровень программы МАКАТОН» для педагогов СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД». Макатон - это уникальная языковая программа с использованием жестов, символов и звучащей речи, помогающая людям с коммуникативными трудностями общаться.

     В январе в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» в рамках реализации проекта «ВЕРА» началась работа по программе «Обучение коммуникации с использованием методики «Макатон». 

     Почему именно Макатон?

     Главное отличие Макатон от других программ альтернативной коммуникации – это использование разных каналов передачи и восприятия информации, когда одному понятию соответствуют сразу жест и символ. Мы добавляем к символу еще и слово, с целью развития навыков глобального чтения. Вместе с жестами всегда используется грамматически правильная речь педагога.

     Использование жестов делает коммуникацию возможной для детей, у которых отсутствует речь или речь которых неразборчива. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать или предпочитает графическое выражение речи.

     Многочисленные учебные и бытовые ситуации дают возможность активно использовать данные жесты, а, следовательно, и закреплять. Благодаря внедрению и использованию педагогами жестов и символов в учебно-воспитательном процессе у обучающихся с ТМНР появится возможность лучше понимать происходящее вокруг.

Зав. отделением Злобина В.В.

 

 

11.12.2019

     В рамках реализации программы «Вера» совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» активно ведется работа по обучению воспитанников при помощи вспомогательных коммуникативных устройств.

     Речевая деятельность, связанная с развитием и функционированием психики, играет большую роль в индивидуальном развитии ребенка.

     Коммуникация происходит, если один человек посылает сообщение другому, вербально или невербально. Общение происходит, когда двое людей, например, взрослый и ребенок, отвечают друг другу – это двухсторонняя коммуникация.

     Системы дополнительной коммуникации позволяют людям, не владеющим речью или имеющим нарушения речи, получить средство коммуникации, сходное по устройству с естественными языками.

     Альтернативная коммуникация актуальна в случае отсутствия устной речи и предполагает овладение совершенно иной коммуникативной системой, где особое значение приобретают невербальные коммуникативные средства (предметы, фотографии, жесты, символы и др.).

     Средства вспомогательной и альтернативной коммуникации (ВАК) вспомогательная и альтернативная коммуникация – это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка.

! система PECS – коммуникационная система обмена картинками;

! жестовый язык;

! интерактивные коммуникационные доски;

! коммуникационные карточки-подсказки;

! книги разговоров;

! коммуникационные устройства с синтезатором речи.

     Коммуникационная система обмена изображениями (PECS) Метод начинается с определения потенциальных стимулов (того, что ребенок любит и хочет). обучение начинается с физически подкрепленного обмена изображениями реальных предметов и проходит в шесть этапов. Эти этапы должны привести к желаемым результатам на заключительной стадии

     Жестовый язык. существует несколько систем жестового языка с ребенком, жестовый язык обычно применяется в рамках подхода тотальной коммуникации. тотальная коммуникация – это одновременное комбинирование речи и жестов.

     Интерактивные коммуникационные доски – это визуальные символы, которые организованы по темам. Доски могут быть разного размера и формата в зависимости от занятия и ситуации, в которой они нужны.

     Карточки-подсказки преимущественно используются с вербальными детьми. Они нужны, чтобы напомнить ребенку, что сказать, и предоставить ему альтернативное средство коммуникации. 

     Книги разговоров могут состоять только из картинок, или же они могут включать записи разговоров на повседневные темы. Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора

     Коммуникационные устройства с синтезаторами речи могут дать «голос» невербальным детям. После выбора устройства нужно будет определить рабочий словарь, оформление, размер символов и основные ситуации, которые мотивируют ребенка применить устройство. существует множество подобных устройств, включая самые простые для людей, которые не понимают визуальные символы. 

     Перед началом обучения ребенка первичным навыкам коммуникации с помощью карточек РЕСS следует основательно подготовиться. Ввиду того, что на первоначальном этапе производится обучение навыкам, с помощью которых ребенок выражает свои просьбы, желательно определить круг его интересов и те предметы и действия, которые он обычно просит.

     Первая стадия обучения– физический обмен, обучение давать карточку. Нужны два человека: тот, у кого просят, и тот, кто помогает ребенку сделать действие (подсказывает). На занятиях это достигается привлечением второго педагога, а дома занимаются два члена семьи.

     Заранее делается список стимулов, выбираются положительные и отрицательные стимулы. Лучше вкусовые или вещевые. Нужно подготовить подкрепление и соответствующую карточку. Перед ребенком кладется любимый предмет (например, печенье или любимая игрушка) и карточка. Например, можно сфотографировать предлагаемый предмет. Затем надо ждать, пока ребенок потянется к предмету. Тогда один взрослый помогает ребенку взять карточку и отдать ее другому взрослому, который протягивает руку (это дополнительная подсказка). После этого ребенок незамедлительно получает желаемый предмет. Постепенно карточек становится все больше.

     Вторая стадия обучения – учим ребенка отдавать карточку, если человек не рядом.

     Постепенно увеличиваем дистанцию. Допустимы два варианта работы: ребенок отдает карточку с желаемым предметом вам в руки, а второй – карточка прикрепляется на заранее изготовленное коммуникативное поле. Например, многие делают такое поле на холодильнике.

     Третья стадия обучения– обучение распознавать, что изображено на карточке. Теперь не предмет предшествует картинке, а картинка показывается, а ребенок ищет (или использует) показываемый на карточке предмет.

     Четвертая стадия обучения – обучение составлять предложения из карточек.

     Учим ребенка составлять предложение «я хочу (предмет)» или «дай мне (предмет)».

     Пятая стадия обучения – обучение отвечать на простые вопросы при помощи карточек.

1. Обучение ответу на вопросы «что ты хочешь?», «что ты видишь?» и пр.

2. Взрослый задает вопрос перед тем, как ребенок начинает составлять предложение.

     Шестая стадия обучения– обучение делать комментарии при помощи карточек.

     Необходимо постоянно расширять словарь ребенка, обучая его распознаванию цветов, форм, размеров, вкусов, количества предметов.

     Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать развитую коммуникативную речь у неговорящего ребенка очень трудно.

     Все средства вспомогательной и альтернативной коммуникации активно используются в работе педагогов СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД», что стало возможным благодаря финансовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     За счет средств гранта были приобретены: интерактивная доска IQ Board c проектором и ноутбуком, интерактивный стол логопеда “ВИЭЛЬ», речевой тренажер Go Talk 9+, портативный коммуникатор на запястье.

Социальный педагог Н.Н. Орлова

 

20.11.2019

Нарушение речи для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью носят стойкий характер и негативно влияют на всю психофизиологию ребенка, затрудняя общении с окружающими, препятствуя формированию познавательных процессов, обучению, воспитанию и социальной адаптации. В рамках реализации проекта «Вера» – «Всегда Есть Речевая Альтернатива» совместно с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» активно ведется работа по программе логопедической помощи «Общаюсь, играя».

         Особенностями логопедической работы с умственно отсталыми детьми является максимальное включение анализаторов, использование максимальной и разнообразной наглядности.

     Необходимо уделить внимание каждой мелочи в организации занятия: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов, местоположение логопеда и т.д.

     Логопедические занятия носят игровой и комбинированный характер. Такая форма занятий позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, при этом не потеряв внимание ребенка и его заинтересованность. На занятии ведется работа над развитием артикуляционной моторики и фонематического слуха.

      Для решения все этих задач как ничто лучше подходит организация занятий с использованием интерактивного стола, который был приобретен за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети с удовольствием включаются в работу, ведь игровая деятельность является их ведущей деятельностью. И “невозможное возможно”, когда ребенку содействует и сопереживает его профессиональный наставник.

 

28.10.2019

«Воспитание – это наука, обучающая
наших детей обходиться без нас».
Легуве – французский писатель

     Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирование у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.

     У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направлении.

     Почему навыки самообслуживания так важны для каждого ребёнка?

     Овладение навыками самообслуживания является важным шагом на пути к независимости ребенка. Овладение даже простейшими навыками не только снижает зависимость умственно отсталого молодого человека от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах. Обучение навыкам самообслуживания позволяет расширять представления и знания детей об окружающих вещах, развивать речь, тонкую моторику и зрительно-моторную координацию.

     Формирование навыков самообслуживания не происходит само по себе. Оно требует строгой организации. В детских учреждениях обучение самообслуживанию составляет целое направление работы специалистов.

     В СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» совместно в работе с Фондом поддержки детей, попавших в трудную жизненную ситуацию была разработана брошюра «Как стать самостоятельным: алгоритмы обучения навыкам самообслуживания».

     Пособие окажет значительную помощь воспитателям и педагогам в целенаправленной коррекционно-педагогической работе по формированию бытовой компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто дети, овладев необходимыми навыками, не могут правильно определить порядок своих действий. Использование схем-алгоритмов, поможет выделять главное, сформирует умение выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, поможет определить последовательность своих действий, найти взаимосвязь между ними.

     Таким образом, данная брошюра поможет овладение детям с ментальной инвалидностью культурно-гигиеническими навыками и навыкам самообслуживания, стать им более активными, решительными, смелыми и независимыми. В процессе практической деятельности у детей будет стимулироваться познавательный интерес, развиваться общая и мелкая моторика, совершенствоваться координация движений. Все это, в конечном итоге, будет способствовать успешной социализации данных детей в обществе.

Зав. отделением Злобина В.В.

 

10.09.2019

 В сентябре с началом учебного года полным ходом идет реализация мероприятий предусмотренных проектом «ВЕРА» - Всегда Есть Речевая Альтернатива».  Программа логопедической помощи  «Общаюсь, играя». Основным инструментом на основе которого строится обучение коммуникации является игра. Педагоги проводят занятия с участниками группы 2 раза в неделю. Приветствуется присутствие  родителей на занятиях,  их обучают эффективным способам общения со своими детьми.

     Программа «Коммуникация с помощью символов». С помощью символов участники осознают смысл и значение языка.

     Программа «Формирование коммуникативных навыков у воспитанников СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» с использование системы PECS». Воспитанники учатся использовать карточки для самостоятельной коммуникации с другими детьми.

     Программа «Обучение коммуникации с использованием методики «Макатон». «Макатон» — это уникальный метод обучения коммуникации, который способствует развитию речи у детей и взрослых с трудностями общения за счет использования жестов и символов совместно с речью. Символы могут помочь общаться тем, кто не может жестикулировать.

    Программа «Обучение коммуникации с помощью коммуникативных вспомогательных устройств».  Для воспитанников будет создана целостная система взаимоотношений с окружающей действительностью, позволяющая активно взаимодействовать со сверстниками и другими людьми. У данной категории детей будет сформирована потребность в эмоциональном общении, речевая активность; будет формироваться познавательным интерес, мотивационный стимул к обучению, формированию активной жизненной позиции.

     Для воспитанников страдающих тяжелыми формами ДЦП и не способных к самостоятельной деятельности по самообслуживанию и волевым проявлениям разработана и реализовывается программа  «Жестовая коммуникация».

     На основе более тщательной диагностики участников целевой группы продолжается разработка индивидуальных программ коммуникативного развития. Воспитанники учатся обозначать свои потребности и желания, пытаются пользоваться примитивными жестами, пиктограммами. Уже разработаны  20 индивидуальных программ.

Соц. педагог Крутикова Е.Н.

 

05.08.2019

Продолжается работа в ходе проекта «ВЕРА» - Всегда Есть Речевая Альтернатива». В ходе  подготовки к  учебному году  были пересмотрены СИПРы для участников целевой группы (40 чел). Актуализирован программный материал учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация», коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» и дополнен конкретными технологиями альтернативной и дополнительной коммуникации,  что по мнению разработчиков проекта должно содействовать активизации коммуникативного интереса у воспитанников, желанию активно использовать навыки коммуникации, стимулировать появление речи и помогать ее развитию.

Соц. педагог Крутикова Е.Н.

 

08.07.2019

     В летний период реализация проекта «ВЕРА»-«Всегда Есть Речевая Альтернатива» в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» проходит совместно с реализацией мероприятий программы «Планета лета».

     Программа «Планета лета» предусматривает совместную деятельность воспитанников учреждения с тяжелыми множественными нарушениями развития и учащихся МБОУ «Шимановская СОШ» Вяземского района Смоленской области. Занятия проводятся в течение лета как на базе учреждения, так и на базе школы, на базе СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ОВЗ», стадионе и досуговом центре города Вязьмы. Это спортивные досуги, развлекательные мероприятия, экскурсионные поездки, мастер-классы, конкурсные программы, танцевальные программы, квесты.

     В результате совместной реализации программы «Планета лета» и проекта «ВЕРА»-«Всегда Есть Речевая Альтернатива» создаются условия для максимального развития возможностей ребенка с ТМНР. Дети приобретают навыки межличностного общения в среде нормально развивающихся сверстников, у них формируется потребность в общении, сглаживается гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству.

     Самыми интересными и запоминающимися мероприятиями за июнь и июль месяцы для воспитанников с ТМНР стали: игровая программа «День защиты детей» совместно с учащимися МБОУ «Шимановская СОШ» и СОГБОУ «Вяземская школа-интернат», рисунок на асфальте «Пусть всегда будет солнце!», танцевальная программа «ЛЕТО, СОЛНЦЕ. ЖАРА – танцуй детвора!», экскурсионная поездка «Страна детства» (посещение аттракционов в городском парке).

Соц. педагог Крутикова Е.Н.

 

04.06.2019

     Вот уже третий месяц реализуется в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» инновационный проект «ВЕРА»-Всегда Есть Речевая Альтернатива», который предусматривает инновационные социальные практики формирования навыков коммуникации у воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития средствами альтернативной и дополнительной коммуникации.

     Для участия в проекте в СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД» создана рабочая группа под руководством директора учреждения М.А. Двораковской, в состав которой вошли руководители и специалисты: заместитель директора по общим вопросам С.В.Дмитриева, главный бухгалтер О.Л.Хоружая, бухгалтер И.Н.Прокофьева, заведующие отделениями В.В.Злобина, Л.Н.Рублева, А.Ю.Забродина, педагог-психолог Н.Н.Крючкова, учитель-логопед О.Д.Асауленко, врач-педиатр Р.Э.Шодмонов, социальный педагог Е.Н.Крутикова, системный администратор А.Ю.Астахов.

     На первом заседании рабочей группы были определены основные направления деятельности по реализации проекта, распределены обязанности членов.

Соц. педагог Крутикова Е.Н.

 

07.05.2019

     Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2008 году. Его учредителем является Министерство труда и социальной защиты РФ.

     Целью работы Фонда является реализация новой государственной политики в сфере поддержки семей и детей в трудной жизненной ситуации, сокращение распространенности социального неблагополучия детей и семей с детьми. К реализации своих программ Фонд активно привлекает российские регионы.

     Он финансирует программы  и проекты, отобранные в ходе конкурсов по направлениям деятельности Фонда.

     Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «Ново-Никольский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (СОГБУ «Ново-Никольский ДДИУОД») реализует в 2019 -2020 году проект «ВЕРА-Всегда Есть Речевая Альтернатива», который выполняется в рамках программы Грантодателя (Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) – «Право быть равными».

     В мае в учреждении началась подготовительная работа по реализации проекта «ВЕРА» - Всегда Есть Речевая Альтернатива».

Соц. педагог Крутикова Е.Н.


Дата последнего обновления страницы 18.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения